УСН. Безупречная отчетность за 2012 год

До 1 апреля 2013 года компании на УСН должны сдать декларацию по единому налогу, а также заверить в инспекции книгу учета доходов и расходов.

Бухгалтерский учет, отчетность при УСН, учетная политика

В 2013 году в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» компании на УСН обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Предпринимателей закон о бухучете по-прежнему не касается.

Сдавать же бухгалтерскую отчетность за 2012 год организациям на УСН не надо. Ведь до 2013 года эти компании не вели учет. Впервые им предстоит отчитываться в полной мере только в следующем году: в 2014 за 2013-й.

Хотя, как таковой обязанности восстанавливать бухучет за предыдущие годы у компаний на УСН нет, для того чтобы нормально функционировать в дальнейшем, его стоит восстановить, так как в бухгалтерской отчетности показываются данные предыдущих годов.

Согласно статье 313 НК РФ и ПБУ 1/2008, учетная политика должна применяться из года в год последовательно. Таким образом, учетную политику утверждают один раз - лучше делать это при регистрации компании. А из года в год при необходимости в документ вносятся изменения и дополнения. В результате появляются новые редакции учетной политики. В приказе генеральный директор может так и прописать: «Утвердить новую редакцию учетной политики в соответствии со следующими изменениями». И дальше по тексту приказа эти изменения перечислить.

В учетной политике надо упомянуть все без исключения формы первичных документов, которые использует компания. В 2012 году все еще работали с унифицированными формами, но теперь благодаря закону о бухучете такая необходимость отпала. Компании, в том числе и на УСН, могут сами разрабатывать формы первички. Главное - утвердить их внутренним документом и прописать в учетной политике. О том, как это сделать, мы уже писали ранее - Правила для первичных документов в учетной политике в 2013 году.

Если применяются бухгалтерские справки, их образцы тоже надо привести в учетной политике. Кстати, перечень всей документации надо не только включить в учетную политику, но и подшить образцы в учетную политику в качестве приложений. Рекомендуется подшивать к учетной политике и бухгалтерскую отчетность.

В учетной политике нужно прописать, в каком виде компания ведет книгу учета доходов и расходов - в бумажном или электронном.

Книга учета доходов и расходов

Если книга учета доходов и расходов заполняется в автоматизированной системе учета, то там она представлена в развернутом виде. При этом книга учета доходов и расходов имеет не рекомендуемую, а обязательную форму. При сдаче книги в налоговую инспекцию ее надо представлять в сокращенном виде.

В этом году заверять книгу учета в налоговой нужно будет в последний раз. С 2013 года такой обязанности у компаний на УСН нет. Зато появилась новая форма этого налогового регистра, в которой для тех, кто применяет «доходную» упрощенку, чиновники предусмотрели новый раздел. Подробнее обо всех изменениях читайте в статье «Новая книга учета доходов и расходов для УСН».

Книгу за 2012 год лучше принести для заверения, даже если деятельности у компании не было. Причем, у налогоплательщиков нет обязанности сдавать второй экземпляр этого регистра. Теоретически в инспекции должны поставить на книге отметку и вернуть компании, но на практике инспекторы часто просят на проверку второй экземпляр. Поэтому во избежание лишних препирательств с ИФНС лучше сразу готовить два экземпляра книги учета доходов и расходов. Но и уговаривать инспекторов взять второй экземпляр книги не стоит. Главное, чтобы на регистре компании после 31 марта стояла отметка из инспекции.

Частые ошибки в отражении минимального налога и авансовых платежей

Компании на УСН нужно дождаться окончания года и посмотреть, не выходит ли она на минимальный налог.

Если в течение года компания теряет право на применение УСН, к примеру в случае, когда организация несла большие расходы при маленьких доходах, но поменялись учредители на юрлица. В итоге компания три квартала проработала на упрощенке, а на четвертом потеряла на нее право. То последний квартал надо пересчитать по общему режиму. Налоговый период по упрощенке будет не год, а три квартала. В этом случае нужно проверить, не выходит ли она на минимальный налог по итогам девяти месяцев.

Следующая ситуация: вначале у компании превалировали доходы, а потом стало больше расходов. Организация платила авансовые платежи по единому налогу, а в дальнейшем вышла на убыток и стала платить минимальный налог. В этой ситуации авансовые платежи не засчитываются в счет минимального налога. Они переносятся на следующий год. Вне зависимости от авансовых платежей нужно перечислить минимальный налог. Наступил следующий год. Нужно заплатить авансы за первый квартал. И тут встает вопрос о возможности уменьшить авансовый платеж на те, что были уплачены в прошлом году. С одной стороны можно, но ссылаясь на статью 346.18 НК РФ инспекторы рассуждают, что компания может уменьшать суммы авансового платежа не отчетного периода, а по целому году. В итоге компания платит авансы за первый, второй кварталы, за девять месяцев. И только при расчете за год можно засчитывать переплату по прошлому году.

На местах инспекторы иногда идут навстречу и разрешают платить авансовый платеж по первому кварталу за минусом прошлогодней переплаты. Но тогда обязательно нужно пройти сверку с налоговой инспекцией. На эту норму отвечает письмо Минфина России от 22 июля 2008 г. № 03-11-04/2/111.

Заполнение раздела 2 декларации

Пример заполнения декларации по упрощенке при объекте «доходы минус расходы». Начинать лучше всегда с раздела 2 декларации. У компании, например, есть сумма доходов – 3 млн руб. Показатель вносится в строку 210 раздела 2. Сумма расходов – 1 800 000 руб. – в строку 220. Ставка налога в строке 201 – 15 процентов. Если убытка в текущем и прошлых периодах не было, то строчки 230 и 250 просто не заполняются. Налоговая база при объекте «доходы минус расходы» 1 200 000 руб. (3 000 000 – 1 800 000). Этот показатель заносится в строку 240.

В строку 260 «Сумма исчисленного налога за налоговый период» вносится значение, рассчитанное как произведение налоговой базы на ставку. В данном примере это 180 000 руб. (1 200 000 руб. х 15%). Дальше идет строка 270 по сумме минимального налога. Всегда при объекте «доходы минус расходы», даже если единый налог получился больше, минимальный налог надо тоже рассчитывать. То есть строку 270 оставлять пустой нельзя. Минимальный налог – это 1 процент от доходов. По данному примеру – 30 000 руб. (3 000 000 руб. х 1%).

Заполнение раздела 1 декларации

В разделе 1 декларации надо отразить авансовые платежи нарастающим итогом за первый квартал, полугодие и девять месяцев соответственно. Предположим, за первый квартал компания перечислила 50 000 руб., за второй – 30 000 руб., за третий – 30 000 руб. Тогда по строке 030 будет значение 50 000 руб., по строке 040 – 80 000 руб., по строке 050 – 110 000 руб. Это те суммы, которые перечислены в бюджет не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Если же по какой-то причине авансы не платились, их все равно надо исчислить и внести в декларацию. Налоговая инспекция увидит, что фактически суммы не приходили, и начислит пени. Этого не избежать.

Важный момент. Например, в первом квартале у компании была прибыль. Когда рассчитали полугодие, получился убыток. С убытка платить авансовые платежи не надо. Получается, по полугодию – ноль. Значит, в строке 040 нужно поставить «0». В этом случае не нужно руководствоваться принципом нарастания показателей по авансовым платежам.

При заполнении строки 060 «Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период», при объекте «доходы минус расходы», надо определить, больше или равна сумма исчисленного налога по строке 260 значению по строке 050 и значению суммы минимального налога по строке 270. В вышеприведенном примере так и есть. Тогда в строку 060 вносится разница между значениями по строкам 260 и 050. Это 70 000 руб.

12345 голосов: 22

Последние статьи

Популярные статьи

C Заказать звонок
У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в ближайшее время Вам перезвонит наш специалист

  • восстановление и ведение бухгалтерского учёта
  • регистрация фирм и индивидуальных предпринимателей
  • сдача бухгалтерской и налоговой отчётности через интернет по ткс
  • предоставление юридических адресов для госрегистрации
Ваши контакты

Пожалуйста, оставьте Ваши контактные данные в полях ниже. Будьте внимательны!
Сотрудник свяжется с Вами в течение 30 минут

Спасибо!
Что заинтересовались нашими услугами

Наш сотрудник свяжется с Вами в течение 30 минут

У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в течение 30 минут Вам перезвонит наш специалист

У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в течение 30 минут Вам перезвонит наш специалист