Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие некоторые виды деятельности, обязаны вставать на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинге).
В ходе недавно проведенных проверок, территориальными органами Росфинмониторинга были выявлены нарушения, связанные с отсутствием у организаций и индивидуальных предпринимателей постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
По словам чиновников ведомства, представители организаций и предприниматели объясняют данные нарушения незнанием того, что их виды деятельности подпадают под законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В целях информирования заинтересованных лиц, Росфинмониторинг предложил разместить на информационных стендах налоговых органов памятку, содержащую требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в части постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, срок исполнения которых начинает исчисляться с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также иные сопутствующие сведения.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, вставать на учет в Росфинмониторинге обязаны организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а именно:
кредитные организации;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
операторы по приему платежей;
коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
микрофинансовые организации;
общества взаимного страхования;
негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
В целях реализации положений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие вышеперечисленные виды деятельности, обязаны:
В течении 30 дней с даты государственной регистрации встать на учет в территориальный орган Росфинмониторинга, действующий на территории соответствующего федерального округа;
В течение месяца со дня государственной регистрации разработать Правила внутреннего контроля организации и в течение 5 дней с даты их утверждения представить на согласование в территориальный орган Росфиимониторинга;
Постановка на учет в Росфинмониторинге
Порядок и сроки постановки на учет определены Административным регламентом предоставления Росфинмониторингом государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 14.02.2012 № 44.
В соответствии с положениями Административного регламента для постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга представляются следующие документы:
Документы могут предоставляться как на бумаге, так и в электронном виде - через веб-интерфейс личного кабинета в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Для направления заявления на предоставление государственной услуги в электронной форме заявителю необходимо иметь квалифицированную электронную подпись, выданную аккредитованным удостоверяющим центром.
Правила внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля разрабатываются на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля….». Они должны соответствовать действующему законодательству РФ.
Данный документ:
регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;
устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;
определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
В Правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию этих правил. Правила утверждаются руководителем организации, а для индивидуальных предпринимателей - самим ИП.
Пронумерованные, прошитые, утвержденные и скрепленные печатью Правила представляются в орган Росфиимониторинга в 2-х экземплярах, вместе с заявлением о согласовании (в произвольной форме), подписанным руководителем и заверенным печатью (с обязательным указанием ИНН или ОГРН).
Указанные правила должны предусматривать обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате их применения, а также мер, принимаемых ИП при реализации таких правил в соответствии с законодательством.
Дополнительные меры
К дополнительным мерам реализации положений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые обязаны выполнять организации и индивидуальные предприниматели, относятся:
Представление в Росфинмониторинг сведений обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, указанных в ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ;
Идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание, с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
Проверка наличия (отсутствие) в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Представление сведений об операциях
Индивидуальные предприниматели рассматриваемой категории обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности. А также - об иных операциях с денежными средствами или другим имуществом в соответствии с законом в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Основные критерии выявления и признаки необычных операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или на финансирование терроризма, установлены приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103. Сведения представляются в порядке, предусмотренном приказом Росфинмониторинга от 05.10.09 № 245.
Идентификация клиента
Требования к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, установлены приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.
Организации и ИП обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера, так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.
При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организация вправе на основании п. 5.4 ст. 7 закона № 115-ФЗ требовать и получать от клиента, его представителя документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (ИП).
Организация или ИП при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя используют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Организация или ИП могут также использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные им на законных основаниях.
В силу п. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации и ИП вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями закона № 115-ФЗ.
Кроме того, организация или ИП в составе правил внутреннего контроля разрабатывают программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (программу идентификации) и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
При выполнении требований закона № 115-ФЗ организации и ИП должны учитывать установленный статьей 4 этого закона запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Проверка сведений о причастности клиента к экстремистской деятельности
Индивидуальные предприниматели теперь обязаны проверять наличие (отсутствие) в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму на основании перечня, размещенного в Интернете на официальном сайте Росфинмониторинга.
В случае выявления нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Росфинмониторинг возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ.
К таким нарушениям относятся:
непостановка на учет в Росфинмониторинге в установленные сроки;
отсутствие и/или непредставление на согласование в Росфинмонитринг в установленные сроки правил внутреннего контроля;
отсутствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
непроведение идентификации клиентов;
другие нарушения.
За административные правонарушения в соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды санкций:
для должностных лиц – административный штраф в размере от 10 000 до 50 000 рублей;
для юридических лиц – административный штраф от 50 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.