Распределение расходов при совмещении ЕНВД и УСН

Налоговый кодекс не дает инструкций относительно методов распределения расходов, которые относятся и к ЕНВД и к УСН, при совмещении этих спецрежимов.

У большинства компаний и предпринимателей, одновременно применяющих ЕНВД и УСН с объектом «доходы минус расходы», есть затраты, которые относятся к обоим спецрежимам. Это зарплата руководителя, аренда офисного помещения, комиссия банка и прочие. Однако, инструкций относительно того, как правильно распределить такие расходы, в Налоговом кодексе нет. Ниже представлен материал, основанный на опыте практикующих бухгалтеров, рекомендациях чиновников и судебной практике, который поможет при организации раздельного учета и списании затрат.

В двух главах Налогового кодекса говорится о том, что организации и предприниматели, которые занимаются разными видами деятельности и одновременно применяют ЕНВД и УСН, должны вести раздельный учет.

В главе 26.3, посвященной единому «вмененному» налогу сказано, что при совмещении ЕНВД и иного налогового режима необходимо раздельно учитывать имущество, обязательства и хозяйственные операции (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). А в главе 26.2, посвященной упрощенной системе налогообложения, закреплено, что в случае совмещения УСН и ЕНВД нужно вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к каждому из этих спецрежимов. При этом затраты, которые нельзя отнести к тому или иному виду деятельности, следует распределить пропорционально доле доходов, приходящихся на каждую из двух налоговых систем (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Относительно алгоритма такого распределения в Налоговом кодексе ничего не говорится. Отсутствуют и подробные указания относительно того, каким образом налогоплательщик должен организовать раздельный учет. Поэтому компания или ИП может разработать собственную систему и прописать ее в своей учетной политике. Но прежде нужно разобраться с некоторыми нюансами.

Метод определения доходов

При распределении расходов, относящихся к обоим видам деятельности, надо составить пропорцию. Для этого следует найти общую величину доходов от этих видов деятельности и узнать, сколько процентов приходится на УСН, а сколько на ЕНВД. И в этом случае возникает вопрос: определять доходы нужно по отгрузке или по оплате?

При начислении единого «упрощенного» налога используется метод по оплате. ЕНВД начисляется исходя из вмененного дохода, поэтому для целей налогообложения фактические доходы (равно как и расходы) вообще не учитываются.

Некоторые бухгалтеры при составлении пропорции поступают так же, как при начислении «упрощенного» налога. Другими словами, включают в расчет только суммы, которые перечислены покупателями на расчетный счет или внесены в кассу. При этом в вычислениях участвует не только оплата отгруженного товара, но и авансы, полученные в счет будущих поставок.

В Минфине с таким подходом не согласны. В письме от 29.09.09 № 03-11-06/3/239 чиновники ведомства указывают на то, что доходы нужно определять по правилам бухгалтерского учета, то есть по отгрузке.

С точки зрения экспертов допустимы как первый, так и второй варианты. А главное для бухгалтера - понять, какой из методов является для его организации более удобным, и закрепить его в учетной политике.

Единственное, от чего здесь следует предостеречь бухгалтера - это включение в расчеты не выручки, фактически полученной от деятельности на ЕНВД, а вмененного дохода. Такой способ является ошибочным и обязательно приведет к спорам с налоговиками.


Пример 1

Компания совмещает два вида деятельности, по одному платит ЕНВД, по другому — единый «упрощенный» налог.
Фактическая выручка компании составила: по УСН — 1 000 000 руб., по ЕНВД — 500 000 руб.

Вмененный доход, рассчитанный как произведение базовой доходности и величины физического показателя, равен 120 000 руб.

При определении пропорции бухгалтер должен просуммировать фактическую выручку. Получится 1 500 000 руб. (1 000 000 + 500 000). Таким образом, на «упрощенную» деятельность приходится 66,67 % ((1 000 000 : 1 500 000) х 100 %.

Если бы бухгалтер прибавил к фактической выручке по УСН вмененный доход, то суммарный доход был бы равен 1 120 000 руб.(1 000 000 + 120 000). Соответственно, процентное соотношение тоже стало бы иным, и инспекторы при проверке зафиксировали бы нарушение.


Период, за который составляется пропорция

Далее бухгалтеру необходимо выбрать период, за который составляется пропорция. На практике чаще всего применяются три варианта: за отдельный месяц, за отдельный квартал и помесячно нарастающим итогом с начала года. В каждом случае получается своя пропорция и, как следствие, свое распределение расходов.


Пример 2

Организация занимается двумя видами деятельности. По одному перешла на УСН, а по другому платит ЕНВД.

Доходы, полученные за период с января по март приведены в таблице ниже:

Месяц Доходы по УСН (руб.) Доходы по ЕНВД (руб.) Расходы, относящиеся к обоим видам деятельности (руб.)
январь 5 000 000 350 000 700 000
февраль 6 000 000 450 000 800 000
март 7 000 000 550 000 900 000
Итого 18 000 000 1 350 000 2 400 000

Если бухгалтер составляет пропорцию за каждый отдельный месяц, то в январе суммарный доход от обоих видов деятельности равен 5 350 000 руб. (5 000 000 + 350 000). На УСН приходится 93,46 % ((5 000 000 / 5 350 000) х 100 %). Часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 654 220 руб. (700 000 руб. х 93,46%).

В феврале суммарный доход от обоих видов деятельности равен 6 450 000 руб.(6 000 000 + 450 000). На УСН приходится 93,02 % ((6 000 000 / 6 450 000) х 100 %). Часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 744 160 руб.(800 000 руб. х 93,02%).

В марте суммарный доход от обоих видов деятельности равен 7 550 000 руб. (7 000 000 + 550 000). На УСН приходится 92,71% ((7 000 000 /7 550 000) х 100 %). Часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 834 390 руб.(900 000 руб. х 92,71%).

Итого «общие» расходы, распределенные на УСН по итогам первого квартала, составили 2 232 770 руб. (654 220 + 744 160 +834 390).

Если бухгалтер составляет пропорцию за каждый отдельный квартал, то суммарный доход за январь-март равен 19 350 000 руб.(18 000 000 +1 350 000). На УСН приходится 93,02 % ((18 000 000 / 19 350 000) х 100 %), и часть «общих» расходов, распределенная на УСН по итогам первого квартала, равна 2 232 480 руб.(2 400 000 руб. х 93,02%).

Если бухгалтер составляет пропорцию помесячно нарастающим итогом с начала года, то в январе часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 654 220 руб.

В феврале суммарный доход от обоих видов деятельности равен 11 800 000 руб. (5 000 000 + 350 000 + 6 000 000 + 450 000). На УСН приходится 93,22 % ((5 000 000 + 6 000 000) / 11 800 000) х 100 %). Часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 745 760 руб.(800 000 руб. х 93,22%).

В марте суммарный доход от обоих видов деятельности равен 19 350 000 руб. На УСН приходится 93,02 %((18 000 000) / 19 350 000) х 100 %). Часть «общих» расходов, распределенная на УСН, равна 837 180 руб.(900 000 руб. х 93,02%).

Итого «общие» расходы, распределенные на УСН по итогам первого квартала, составили 2 237 160 руб.(654 220 + 745 760 + 837 180).


Специалисты Минфина России полагают, что пропорцию необходимо составлять помесячно нарастающим итогом с начала года. Они неоднократно высказывали такую точку зрения, и недавно повторили ее в письме от 29.03.13 № 03-11-11/121. По мнению же экспертов, компания вправе отказаться от этого варианта и выбрать любой другой, например, поквартальный.

Использование другой базы для распределения

В некоторых ситуациях налогоплательщики предпочли бы считать пропорцию не по доходам, а по какому-либо иному показателю. Например, если львиная доля помещения используется для «упрощенной» деятельности, и лишь малая часть для «вмененной», то расходы выгоднее распределить пропорционально площади, а не выручке.

Однако Минфин против подобной замены. Основным аргументом является пункт 8 статьи 346.18 НК РФ, где прямо сказано, что базой для распределения являются именно доходы. Об этом чиновники напомнили в письме от 23.05.12 № 03-11-06/3/35.

Но в арбитражной практике есть примеры, говорящие в пользу другой стороны. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 09.09.10 № А62-4638/2009 говорится, что распределение затрат пропорционально площади не противоречит закону. Тем не менее, такой способ связан с большим риском, ведь не исключено, что другие споры по тому же вопросу закончатся победой инспекторов.

Списание товаров и материалов

Для большинства организаций и ИП, совмещающих два спецрежима, характерна такая ситуация: на склад поступают материалы или товары, которые могут быть использованы как в ЕНВД, так и в УСН. И тут возникает вопрос о том, как учесть ценности, дальнейшая судьба которых пока не известна?

Можно поступить следующим образом: стоимость всей партии в момент оплаты полностью списать на расходы по УСН. А затем сторнировать ту часть, которая пошла на ЕНВД, и пересчитать единый «упрощенный» налог. Именно такой способ рекомендуют специалисты из Минфина России в письме от 29.01.10 № 03-11-06/2/11.

Но на практике данный метод вызывает много сложностей, особенно если изделия лежат на складе по нескольку месяцев или лет, а ассортимент исчисляется десятками или сотнями наименований. Тогда налогоплательщик вправе выбрать для себя другой вариант учета. Его суть в том, чтобы не признавать расходы до тех пор, пока ценности не будут направлены на подпадающую под УСН деятельность.

Если же поставщик предоставил денежную премию за выполнение условий договора, то учесть ее нужно не в расходах, а в доходах. При этом величину премии необходимо распределить между ЕНВД и УСН. Способ распределения нигде не прописан, поэтому его следует выбрать самостоятельно. Лучше использовать метод, который используется для распределения «общих» затрат. В случае, когда премия идет в погашение задолженности за последующую партию товара, то доходы при УСН признаются на день отгрузки этой партии (письмо Минфина России от 12.05.12 № 03-11-11/156).

Метки:
12345 голосов: 21

Последние статьи

Популярные статьи

C Заказать звонок
У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в ближайшее время Вам перезвонит наш специалист

  • восстановление и ведение бухгалтерского учёта
  • регистрация фирм и индивидуальных предпринимателей
  • сдача бухгалтерской и налоговой отчётности через интернет по ткс
  • предоставление юридических адресов для госрегистрации
Ваши контакты

Пожалуйста, оставьте Ваши контактные данные в полях ниже. Будьте внимательны!
Сотрудник свяжется с Вами в течение 30 минут

Спасибо!
Что заинтересовались нашими услугами

Наш сотрудник свяжется с Вами в течение 30 минут

У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в течение 30 минут Вам перезвонит наш специалист

У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в течение 30 минут Вам перезвонит наш специалист