Если по итогам года нужно заплатить минимальный налог по УСН

Зачет авансовых платежей по единому налогу при УСН в счет уплаты минимального налога. Заполнение Книги учета доходов и расходов, с учетом уплаты авансовых платежей.

Минимальный налог по окончании года должны рассчитывать все «упрощенцы» с объектом доходы минус расходы. В том числе и те, кто в соответствии с региональным законодательством применяет пониженную ставку единого налога (письмо Минфина России от 28.05.2012 № 03-11-06/2/71). Сделать расчет несложно — достаточно все полученные за год доходы умножить на 1%. После чего результат нужно сравнить с размером «упрощенного» налога, рассчитанного по итогам года. И если минимальный окажется больше — по окончании года заплатить нужно именно его. А в ситуации, когда больше «упрощенный» налог, минимальный в бюджет не перечисляется.

Заплатив однажды минимальный налог, разницу между ним и «упрощенным» налогом впоследствии можно списывать на расходы при УСН. В каком порядке это делать, а также о других важных моментах, которые нужно принимать во внимание при уплате минимального налога, описано ниже.

Так как минимальный налог — это не особый налог, а всего лишь минимальный размер единого налога при «упрощенке», то к нему можно применить все правила зачета. А значит, авансовые платежи, уплаченные в течение года по «упрощенному» налогу, можно зачесть в счет минимального (письмо Минфина России от 21.09.2007 № 03-11-04/2/231). Арбитражная практика также подтверждает целесообразность таких действий (постановление ФАС ВСО от 05.07.2011 № А69-2212/2010). Налоговый кодекс РФ не устанавливает специальные сроки для уплаты минимального налога. Значит, перечислять его нужно в общем порядке не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации. Соответственно юридические лица платят минимальный налог не позднее 31 марта. А предприниматели — не позднее 30 апреля года (п. 7 ст. 346.21 НК РФ, письмо ФНС России от 10.03.2010 № 3-2-15/12@).

Минимальный налог не нужно отражать в Книге учета доходов и расходов. Ведь он не является расходом при УСН.

Авансовыми платежи по единому налогу

Для того чтобы зачесть авансовые платежи в счет минимального налога, нужно подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию. И приложить к нему копии платежных поручений, подтверждающих уплату авансовых платежей.

Заявление о зачете авансовых платежей по единому налогу при УСН в счет уплаты минимального налога

Если по каким-то причинам зачет не будет проведен и будет принято решение уплатить минимальный налог полностью, то авансовые платежи не пропадут. Они будут зачтены в счет будущих авансовых платежей по «упрощенному» налогу (п. 1 и п. 14 ст. 78 НК РФ).

Возможно, с 2014 года «упрощенцам» уже не придется писать заявление о зачете авансовых платежей в счет минимального налога. Так как с отчетности за 2013 год должна вступить в силу новая форма декларации по УСН и на основании нее авансовые платежи налоговики будут ставить в зачет минимального налога самостоятельно.

Разницу между минимальным и «упрощенным» налогами за прошлый год можно перенести на расходы текущего года, учитываемые при подсчете «упрощенного» налога (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). В том числе увеличить на разницу убытки (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Однако относительно того, как делать данный перенос, нет единой точки зрения.

Учет разницы между минимальным и единым налогами

Налоговики и финансисты говорят, что учесть разницу между минимальным и единым налогами при УСН можно только по итогам года. Такое мнение содержится в письмах Минфина России от 15.06.2010 № 03-11-06/2/92 и ФНС России от 14.07.2010 № ШС-37-3/6701@. Есть и судебные решения — постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.07.2006 № Ф03-А51/06-2/2167 и ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2005 № А21-78/2005-С1. Соответственно сейчас можно включить в расходы разницу между минимальным и «упрощенным» налогами, уплаченными по итогам прошлого, 2011 года.

Другая точка зрения заключается в том, что списывать разницу можно по результатам отчетных периодов, а дожидаться конца года не нужно. На этот счет есть судебный спор, в котором судьи поддержали налогоплательщика, признавшего данную разницу по итогам отчетного периода (постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2007 № Ф09-1703/07-С3). Как видно, мнения разные, и какую позицию занять — решать самой организации. Учитывать разницу по итогам года безопасней.

Сам срок, на протяжении которого можно переносить разницу на затраты, не определен. В Налоговом кодексе РФ сказано лишь о том, что включить ее в расходы при исчислении налоговой базы можно в следующие налоговые периоды (абз. 4 п. 6 ст. 346.18 НК РФ). А это означает, что, если не использовали эту возможность в одном, значит, допускается перенести ее на будущий период. Оговорок о том, что делать это надо в течение определенного числа лет, нет. Рекомендуется переносить разницу на будущее по аналогии с убытками, то есть не более чем в течение 10 лет (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Разницу между минимальным и единым налогами нужно показывать не в разделе I Книги учета, а в справке к этому разделу. А также в декларации по «упрощенному» налогу. Разницу между уплаченным минимальным и исчисленным единым налогами по итогам прошлого года нужно показывать в справке к разделу I Книги учета доходов и расходов. В то время как убытки за прошлые годы отражаются в разделе III Книги учета доходов и расходов и в разделе II декларации по УСН.

Пример. Учет минимального налога и убытков при УСН

ООО «Успех» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. За 2011 год обществом уплачен минимальный налог в размере 250 000 руб., «упрощенный» налог за этот же период был определен как 220 000 руб. Кроме того, с 2010 года в налоговом учете числится убыток, равный 20 000 руб. За 2012 год ООО «Успех» получило доходы в сумме 30 000 000 руб. Отраженные в Книге учета расходы составили 25 000 000 руб.

Подведем итоги 2012 года и отразим их в Книге учета доходов и расходов, а также в декларации по упрощенной системе налогообложения.

Поскольку за 2011 год общество платило минимальный налог, то в 2012 году на разницу между минимальным и единым налогами ООО «Успех» может увеличить расходы. Значит, расходы за 2012 год достигнут величины 25 030 000 руб. (250 000 руб. – 220 000 руб. + 25 000 000 руб.).


Минимальный налог за 2012 год составит 300 000 руб. (30 000 000 руб. × 1%).

Единый налог за 2012 год будет равен 742 500 руб. [(30 000 000 руб. – 25 030 000 руб. – 20 000 руб.) × 15%].


Так как минимальный налог меньше «упрощенного», то организация заплатит в бюджет последний.

Отразим имеющиеся данные в разделе II декларации по упрощенной системе налогообложения, фрагмент которого представлен на рисунке ниже:

    • в строке 210 — полученные доходы (30 000 000 руб.);
    • в строке 220 — произведенные расходы с учетом разницы между минимальным и единым налогами за 2011 год (25 030 000 руб.);
    • в строке 230 — убытки прошлых периодов (20 000 руб.);
    • в строке 240 — налоговая база за вычетом убытков в сумме 4 950 000 руб. (30 000 000 руб. – 25 030 000 руб. – – 20 000 руб.);
    • в строке 260 — исчисленный единый налог за 2012 год (742 500 руб.);
    • в строке 270 — исчисленный минимальный налог за 2012 год (300 000 руб.).

Фрагмент заполнения раздела II декларации по УСН ООО «Успех» за 2013 год

Фрагмент заполнения раздела II декларации по УСН

Так как за 2012 год ООО «Успех» не имеет убытков, то строка 250 останется пустой.

Теперь заполним Книгу учета доходов и расходов.

Полученные за 2010 год убытки общество должно отразить в разделе III Книги учета (рисунок ниже). Сюда заносится:

    • в строку 010 — общая сумма убытков (20 000 руб.);
    • в строку 020 — убыток за 2010 год (20 000 руб.);
    • в строку 120 — налоговая база за вычетом уплаченного в 2011 году минимального налога (4 970 000 руб.);
    • в строку 130 — сумма убытков, на которую ООО «Успех» уменьшило в 2012 году налоговую базу (20 000 руб.).

Фрагмент заполнения раздела III Книги учета доходов и расходов ООО «Успех»

Фрагмент заполнения раздела III Книги учета доходов и расходов

Разницу между минимальным и «упрощенным» налогами за 2011 год в размере 30 000 руб. общество отразит в строке 030 справки к разделу I Книги учета за 2012 год.

Метки:
12345 голосов: 19

Последние статьи

Популярные статьи

C Заказать звонок
У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в ближайшее время Вам перезвонит наш специалист

  • восстановление и ведение бухгалтерского учёта
  • регистрация фирм и индивидуальных предпринимателей
  • сдача бухгалтерской и налоговой отчётности через интернет по ткс
  • предоставление юридических адресов для госрегистрации
Ваши контакты

Пожалуйста, оставьте Ваши контактные данные в полях ниже. Будьте внимательны!
Сотрудник свяжется с Вами в течение 30 минут

Спасибо!
Что заинтересовались нашими услугами

Наш сотрудник свяжется с Вами в течение 30 минут

У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в течение 30 минут Вам перезвонит наш специалист

У Вас есть вопросы?

Если у Вас есть вопросы, касающиеся деятельности нашей компании, оставьте свой телефон и в течение 30 минут Вам перезвонит наш специалист