Регистрация юридических лиц, предпринимателей и фермерских хозяйств по новым правилам
11 Авг 2013 | Статьи | Бухгалтер | 778 |
С 4 июля 2013 года государственная регистрация проводится по новым правилам. Скорректированы формы документов, подаваемых при госрегистрации, обновлены требованиях к их оформлению.
Прежние бланки заявлений, уведомлений и сообщений, подаваемых при государственной регистрации, и требования к их оформлению были утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. С 4 июля 2013 года, данный документ был отменен
Измененные формы документов и новые требования к их оформлению утверждены
Существует два способа представить в инспекцию документы для госрегистрации. Первый - в электронном виде при помощи портала государственных услуг. Второй - оформить заявление, уведомление или сообщение на бумаге и лично принести в инспекцию.
Электронная регистрация при помощи портала госуслуг
Для электронной регистрации, прежде всего, необходимо зарегистрироваться на портале госуслуг и при помощи бесплатной программы заполнить необходимые документы. При этом все нововведения, установленные для форм документов, в сервисе уже учтены.
Затем нужно обратиться к нотариусу, чтобы тот поставил на документах свою электронную подпись. После чего следует сформировать электронный пакет документов, подписать его своей электронной подписью (ее можно получить в удостоверяющем центре) и отправить через портал в регистрирующий орган, то есть в налоговую инспекцию.
Свидетельство о регистрации, либо лист записи могут быть доставлены заявителю по каналам электронной связи, а также в бумажном виде по почте, либо выданы на руки. Существует и другой вариант - заявитель подписывает документы своей электронной подписью, но отправку электронного пакета документов, поручает нотариусу. Впоследствии нотариус получит свидетельство или лист записи.
Если же у заявителя пока нет своей электронной подписи, документы может подписать нотариус, который будет действовать от имени ИП. В этом случае для регистрации будет достаточно электронной подписи нотариуса.
Регистрация с помощью «бумажных» документов
Заявление, уведомление или сообщение по госрегистрации можно оформить в бумажном виде и передать лично инспектору, однако, сделать это теперь будет несколько сложнее, чем раньше.
Дело в том, что новые формы документов, которые применяются с 4 июля этого года, являются машиночитаемыми. Это значит, что налоговики будут их сканировать при помощи специального оборудования. Соответственно любой недочет в заполнении может привести к тому, что машина откажется обрабатывать документ. И хотя новые требования к оформлению допускают два способа заполнения - при помощи программы и вручную — на практике использовать ручной вариант будет крайне сложно.
После того, как заявление, уведомление или сообщение заполнено, его надо заверить у нотариуса, приложить все необходимые бумаги, а затем сдать в инспекцию. Налоговики в свою очередь внесут запись в государственный реестр и выдадут свидетельство о регистрации, либо лист записи.
Основные изменения по заполнению документов
В новых формах документов, подаваемых при госрегистрации, все поля разбиты на ячейки. При этом для каждой буквы, цифры или знака предусмотрена отдельная ячейка.
Все буквы, в том числе в наименовании компаний, должны быть заглавными. Слова нужно отделять пробелами, и если последняя ячейка строки приходится на последнюю букву слова, то следующую строку следует начинать с пробела.
При указании видов деятельности по ОКВЭД название теперь ставить не нужно, требуется только сам код. Есть и еще одно новшество: если ранее можно было указать три цифровых знака кода, то теперь необходимы как минимум четыре знака. Например, для вида бизнеса «Деятельность ресторанов и кафе» следует указать код 55.30.
Заполнять и распечатывать формы разрешено исключительно черными чернилами. В случае, когда бланки заполняются на компьютере, можно использовать только шрифт Courier New высотой 18 пунктов. Двусторонняя печать документов запрещена.
Полный перечень правил, которых надо придерживаться при оформлении документов по госрегистрации, приведен в новых требованиях, утвержденных
Регистрация юрлица с несколькими учредителями
Серьезное изменение связано со случаем, когда создается юридическое лицо с несколькими учредителями. Как и прежде, нужно заполнить форму № Р11001, в том числе лист Н «Сведения о заявителе», и заверить его у нотариуса. Но раньше к нотариусу мог обратиться только один учредитель. Этот человек выступал в роли заявителя, а остальные делегировали ему свои полномочия.
Теперь каждый учредитель должен стать заявителем, заполнить на себя лист Н, поставить свою подпись, лично посетить нотариуса и заверить этот лист у него.
Впрочем данное новшество не распространяется на ликвидацию юридического лица, а также на внесение изменений в учредительные документы. Заявителем здесь по-прежнему является один человек, а остальные учредители в процессе госрегистрации не участвуют.
Изменение уставного капитала
Заполнить документы при уменьшении или увеличении уставного капитала стало проще. До 4 июля 2013 года компании (кроме акционерных обществ), заявлявшие об изменении УК, подавали два документа. Первый - заявление о госрегистрации изменений, вносимых в уставные документы юридического лица по форме № Р13001. Второй - заявление о внесении изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме № Р14001.
Сейчас форму № Р14001 предоставлять не нужно. Достаточно сдать форму № Р13001, где заполнены листы В, Г, Д, Е, Ж, З, И. На основании этого документа инспекторы зарегистрируют изменение уставного капитала.
Что касается акционерных обществ, то они и прежде сдавали только форму № Р13001. То есть для АО, изменяющих свой уставный капитал, ничего не изменится.
Документы, выдаваемые после госрегистрации
После того, как в государственный реестр внесена соответствующая запись, инспекция обязана выдать подтверждающий документ. Раньше при создании юрилица или ИП, а также при любых изменениях сведений об организации или предпринимателе выдавалось свидетельство.
Теперь, в связи со вступлением в силу
Все прочие изменения подтверждаются листом записи единого государственного реестра юридических лиц, либо листом записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.