Рекомендации, которые помогут пройти аудиторскую проверку
21 Апр 2013 | Новости | Бухгалтер | 886 |
Для оценки достоверности отчетности и выдачи заключения многие компании, перед представлением годовой отчетности, обязаны пройти аудиторскую проверку, пригласив для этого аудиторов.
Случаи, в которых проведение аудиторской проверки является обязательным, обозначены в
Обязательной аудиторской проверке подлежит годовая отчетность:
- ОАО, унитарных предприятий, застройщиков долевого строительства, профучастников рынка ценных бумаг, банков, страховых компаний, бирж, саморегулируемых организаций, жилищных накопительных кооперативов;
- компаний, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
- фирм, которые составляют консолидированную отчетность;
- компаний, объем выручки которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.;
- фирм, у которых сумма активов в балансе по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.
Однако, нередко случается, что компании, которые не обязаны проходить обязательную аудиторскую проверку, приглашают аудиторов, например, в рекламных целях или чтобы получить кредит на более выгодных условиях.
В обоих случаях компании, при прохождении проверки, будет сложно избежать разногласий с аудиторами. Снизить их количество можно, если придерживаться нескольких несложных рекомендаций, которые составлены, в том числе, на основании рекомендаций аудиторам, данных Минфином России в письме
Состав отчетности
Рекомендация 1. Формы бухгалтерской годовой отчетности за 2012 г. должны соответствовать требованиям, вступившего в силу с 2013 г., Закона № 402-ФЗ. Это значит, что отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах, а отчет о целевом использовании полученных средств - отчетом о целевом использовании средств (
Рекомендация 2. Следует четко разграничивать документы, составляющие собственно бухгалтерскую отчетность, и документы, которые ей сопутствуют. Аудиторы дают полное заключение лишь в отношении первой группы документов.
К отчетности относятся бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (для некоммерческих организаций - отчет о целевом использовании средств) и приложения к ним.
Приложениями являются отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; иные приложения (пояснения) (ч. 1
Не следует называть пояснительной запиской дополнительную информацию, сопутствующую отчетности. Такую информацию компания может представить по желанию вместе с отчетностью (п. 39
Рекомендация 3. Место отчета о финансовых результатах в отчетности некоммерческих организаций занимает отчет о целевом использовании средств. Однако НКО, получившие доходы от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности, помимо баланса и отчета о целевом использовании средств должны представлять и отчет о финансовых результатах. Если полученные доходы существенны, а пользователи отчетности о них не знают, им не удастся оценить изменения в финансовом положении НКО (если информации в отчете о целевом использовании средств недостаточно для этого). Такой вывод сделал Минфин России в
Рекомендация 4. В компании должен храниться бумажный экземпляр бухгалтерской отчетности, подписанный непосредственно руководителем компании, с указанием даты подписи (ч. 8
Отражение задолженности
Рекомендация 5. Перед составлением годовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2012 г. обязательно должна быть проведена инвентаризация не только всех активов, но и всех обязательств компании (ч. 1
Рекомендация 6. В балансе дебиторскую задолженность в виде сумм перечисленной поставщикам предоплаты нужно отражать в оценке без НДС, подлежащего вычету на основании
Экспорт
Рекомендация 7. Не нужно вычитать из выручки от реализации экспортируемых из России товаров сумму вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых компанией. Даже если от этого будет зависеть дальнейшая возможность применения спецрежима или сохранение статуса малого (среднего) предприятия. Аудиторы сочтут такое вычитание ошибочным.
Основные средства
Рекомендация 8. В первоначальную стоимость объекта основных средств, который компания строила или продолжает строить, должны включаться суммы оценочных обязательств (п. 8
- на будущий демонтаж и утилизацию старых объектов, расположенных на месте строительства;
- на будущее восстановление окружающей среды после демонтажа и ликвидации.
Если на месте ликвидируемого объекта планируется возведение нескольких новых, то сумма оценочного обязательства распределяется между такими объектами пропорционально базе, обоснованно выбранной компанией.
Рекомендация 9. Регулярные существенные затраты на периодические ремонты, осмотры и диагностику объекта основных средств, возникающие через длительные, более 12 месяцев, интервалы, нужно погашать в течение указанного временного интервала. Непогашенный остаток таких затрат отражается в разделе I баланса как внеоборотный актив. Минфин в Рекомендациях аудиторам конкретизирует, что этот показатель должен детализировать данные, отраженные по группе статей “Основные средства”.
Затраты на периодические ремонты и обслуживание можно учитывать на счете 97 “Расходы будущих периодов” и ежемесячно списывать их проводкой Д 20 К 97 в течение периода времени до следующего ремонта и обслуживания. Чтобы не провоцировать налоговую инспекцию начислить налог на имущество, все-таки лучше отразить новоиспеченный актив отдельной статьей не в составе группы статей “Основные средства”, а рядом - просто в разделе “Внеоборотные активы”.
При этом, назвать ее нужно максимально конкретно, например, “Периодические затраты на ремонт и обслуживание основных средств”. Напротив показателя в балансе нужно поставить ссылку на пункт пояснения к балансу. А в пояснении подробно описать суть показателя, чтобы не осталось сомнений, что речь идет именно о ремонте и обслуживании, а не о модернизации, реконструкции или достройке.
Поиск полезных ископаемых
Рекомендация 10. Сумма поисковых затрат, отраженная в балансе на 31 декабря 2011 г. как расходы будущих периодов или иной актив, в балансе на 31 декабря 2012 г. (включая сравнительные данные на 31 декабря 2011 г. и на 31 декабря 2010 г.) должна отражаться в группах статей “Материальные поисковые активы” и (или) “Нематериальные поисковые активы” (п. 6
Рекомендация 11. В балансе показатели “Нематериальные поисковые активы” и “Материальные поисковые активы” можно не приводить, если компания не несет затрат на поиск, оценку месторождений или на разведку полезных ископаемых на определенном участке недр (п. 11
Риски хозяйственной деятельности
Рекомендация 12. В пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах компания должна привести информацию о потенциальных существенных рисках. Риски должны быть представлены в т. ч. в виде численных показателей (п. 6
Раскрытие информации о рисках – одна из составляющих системы внутреннего контроля компании. Такая система должна присутствовать в компании в силу
Примерная классификация рисков приведена в
По каждому виду рисков в годовой отчетности описываются и оцениваются:
- подверженность компании рискам и их концентрация;
- причины возникновения рисков;
- цели, механизм и процедуры управления рисками;
- изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом.
Финансовые риски делятся на три группы: рыночные риски (изменение цен на рынке), кредитные риски (должники не вернут деньги), риски ликвидности (компания не сможет вернуть деньги и попадет на штрафы).
Правовые риски связаны с изменением законодательства. Их можно разделить на группы: валютные, таможенные, налоговые и другие правовые риски. Информация об этих рисках раскрывается отдельно для внутреннего и внешнего рынков.
Страновые и региональные риски можно разделить на группы: политические риски (например, национализация), экономические (падение спроса), географические (климатические) и пр. Репутационный риск связан с уменьшением числа заказчиков вследствие ухудшения имиджа компании на рынке (например, из-за публикаций в СМИ и пр.).
В Рекомендациях аудиторам по отчетности за 2012 г. Минфин России отметил, что при оценке ОНА и ОНО компании могут использовать метод сравнения балансовой стоимости активов и обязательств с их налоговой базой «применительно к подходам МСФО (IAS) 12 “Налоги на прибыль”». Причем
В методиках расчета отложенных налогов в МСФО и в ПБУ 18/02 есть различия. Согласно п. 3 ПБУ 18/02 расчет производится путем сравнения “бухгалтерских” и “налоговых” доходов и расходов. В МСФО отложенные налоги считаются балансовым методом: сравнивается балансовая стоимость актива или обязательства с его налоговой величиной (п. 5
Методики различаются по описанию, но по своей сути не противоречат друг другу, так как налоговая база актива или обязательства в МСФО – это и есть те расходы, которые будут учтены при исчислении налога на прибыль (пп. 7 и 8
Балансовый метод позволяет вообще игнорировать понятие постоянных разниц, потому-что они связаны исключительно с текущим периодом и, соответственно, не вызывают необходимости признавать отложенные налоги. Постоянные разницы приводят лишь к дополнительным суммам, которые являются составной частью налогового расхода за период. Таким образом, в МСФО не предусмотрены условный расход по налогу на прибыль (налог на бухгалтерскую прибыль), ПНА и ПНО. Расчет чистой прибыли производят путем корректировок текущего налога на прибыль на ОНА и ОНО.