Новый Закон о бухгалтерском учете. Грядущая практика
20 Окт 2012 | Новости | Бухгалтер | 938 |
Алгоритмы действий, появившиеся вместе с изменениями Закона о бухгалтерском учете, помогут бухучету компании соответствовать новым правилам.
Почти целый год Закон
Сфера действия
Начиная с 2013 года все экономические субъекты, поименованные в статье 2 Закона № 402 ФЗ, обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с указанным законом (ч. 1 ст. 6 Закона № 402 ФЗ).
Исключение из этого правила составляют индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы (а также другие лица, занимающиеся частной практикой), структурные подразделения организаций иностранных государств. Они могут не вести бухучет при условии, что учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения ведется ими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах ( ч. 2 ст. 6 Закона № 402 ФЗ). Кроме того, отдельный раздел этой же статьи (ч. 4 ст. 6 Закона № 402 ФЗ) устанавливает право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково» (
Расширенная по сравнению с Законом № 129 ФЗ сфера действия нового закона также распространяется:
- на бюджетные организации — в части учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также учета операций, изменяющих указанные активы и обязательства;
- в отношении доверительных управляющих — по тем операциям, которые связаны с имуществом, переданным им в доверительное управление;
- на участников договора простого товарищества юридических лиц, на которых возлагается учет общего имущества товарищей;
- на участников процесса выполнения соглашения о разделе продукции.
Заметим, что положения Закона № 402 ФЗ не применяются при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для иных целей (внутренних, для представления в кредитную организацию в соответствии с ее требованиями и тому подобное).
Организация бухучета и требования к главбуху
По новому закону руководитель экономического субъекта (за исключением кредитных организаций) обязан возложить ведение бухгалтерского учета, а также составление отчетности на главного бухгалтера (иное должностное лицо) либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета (ч. 3 ст. 7 Закона № 402 ФЗ). В кредитной организации учет обязан вести главный бухгалтер. И только руководители малых и средних предприятий смогут заниматься учетом сами.
Напомним, что Закон № 129 ФЗ разрешает руководителям организаций вести учет лично, но при этом порядок организации бухгалтерского учета зависит от объема учетной работы (п. 2. ст. 6 Закона № 129 ФЗ).
Новым законом предъявляются особые требования к главным бухгалтерам компаний, ценные бумаги которых котируются на международных рынках (ОАО, страховых организаций и НПФ, акционерных инвестиционных фондов и прочих) (ч. 4. ст. 7 Закона № 402 ФЗ). К таким требованиям относится наличие высшего профессионального образования и стажа работы не менее трех лет из последних пяти календарных лет. Если высшее образование не связано с бухучетом или аудитом, необходим стаж работы по специальности не менее пяти из последних семи лет. Еще одним требованием является отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Таким же требованиям должны удовлетворять физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Если же учет ведет сторонняя организация, она должна иметь в штате не менее одного работника, профессиональный уровень которого отвечает указанным требованиям и с которым заключен трудовой договор (ч. 6 ст. 7 Закона № 402 ФЗ).
Перечисленные требования не применяются лишь в отношении лиц, на которых по состоянию на дату вступления в силу Закона 402 ФЗ уже возложено ведение бухгалтерского учета в этих организациях (ч. 2 ст. 30 Закона № 402 ФЗ).
Кроме того, дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 5 ст. 7 Закона № 402 ФЗ).
К главным бухгалтерам других организаций, скорее всего, квалификационные требования останутся прежними: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет (
Первичные документы и регистры бухучета
Хорошей новостью является упразднение понятия «унифицированные формы»: с 2013 года любой первичный документ может быть разработан компанией самостоятельно. Формы первичных учетных документов будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона № 402 ФЗ).
Данное нововведение не коснулось организаций государственного сектора, для которых формы учетных документов должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством. Руководитель обязан будет утверждать формы первичных документов независимо от того, какой для этого используется бланк — унифицированный или нет. Чтобы указанные формы стали легитимными, они не только должны быть утверждены приказом руководителя (возможно, в составе учетной политики), но и иметь обязательные реквизиты. Последние перечислены в части 2 статьи 9 нового закона. В целом они повторяют обязательные реквизиты, поименованные в Законе № 129 ФЗ, отличаясь лишь уточненными формулировками.
Законом № 402 ФЗ также предусмотрена возможность оформлять «первичку» не только в бумажном, но и в электронном виде. Теперь следует иметь в виду, что при изъятии этих документов в случаях, предусмотренных законодательством (например, по требованию правоохранительных органов), в бухгалтерском учете организации должны остаться копии таких документов (ч. 8 ст. 9 Закона № 402 ФЗ).
А вот требования к регистрам бухгалтерского учета стали жестче. Формы регистров теперь должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона № 402 ФЗ). Регистры бухгалтерского учета должны иметь обязательные реквизиты (ч. 4 ст. 10 Закона № 402 ФЗ). И если регистр создается и хранится в электронной форме, он должен содержать электронную подпись как обязательный реквизит.
Так же, как и в случае с первичными учетными документами, если в соответствии с законодательством РФ изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров включаются в состав документов бухгалтерского учета (ч. 9 ст. 10 Закона № 402 ФЗ).
В том, что касается установления сроков хранения документов, Законом № 402 ФЗ принципиальных новшеств не внесено. Уточнено лишь, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. А документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета (средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи), подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Это означает, что учетная политика для целей бухгалтерского учета будет храниться не пять календарных лет, а еще на пять лет дольше срока амортизации того или иного основного средства (нематериального актива), который был утвержден в этой учетной политике. Например, если объект амортизируется с 2011 по 2015 год, то учетная политика должна быть сохранена до 2020 года.
Оценка и инвентаризация активов и обязательств
В отношении регулирования вопросов оценки и проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в новом законе приведены лишь основные требования с дальнейшей ссылкой на соответствующие нормы законодательства. Например, в отличие от Закона № 129 ФЗ, в который включены правила оценки имущества, полученного безвозмездно или приобретенного за плату либо созданного самой организацией, теперь приводится лишь единственное положение о том, что объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению (ч. 1 ст. 12 Закона № 402 ФЗ). Все специальные нормы по порядку оценки объектов учета представлены в соответствующих ПБУ.
Исходя из этого же принципа в Законе № 402 ФЗ определена лишь обязанность проведения инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Последнее же устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 3 ст. 11 Закона № 402 ФЗ).
Изменена дата отражения инвентаризации в учете. В соответствии с новым законом выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета корректируют учетные данные в периоде проведения инвентаризации. В положениях старого закона описывается порядок бухгалтерского учета таких расхождений, что, как представляется автору статьи, является предметом регулирования специальными положениями, инструкциями, а не законом федерального уровня.
Бухгалтерская отчетность
Согласно новому закону годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Тем самым положение о составе бухгалтерской отчетности приведено в соответствие с приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности» (приказ Минфина России
В составе отчетности не поименовано аудиторское заключение, поскольку оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью.
Из документа
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402 ФЗ Статья 13
<...>
10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.
Отметим, что по новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Пока еще бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации (п. 5 ст. 13 Закона № 129 ФЗ).
В отношении промежуточной отчетности в новом законе даны более четкие определения отчетного периода составления такой отчетности. При этом исключены такие наименования, как «месячная» и «квартальная промежуточная отчетность», так как в действительности вся отчетность составляется нарастающим итогом. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который эта отчетность составляется, включительно (ч. 4 ст. 15 Закона № 402 ФЗ).
В законе закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица, ведь порядок составления такой отчетности отличается от общего порядка.
В отношении даты и места представления отчетности в Законе № 402 ФЗ сказано следующее (ч. 1, 2 ст. 18 Закона № 402 ФЗ):
- обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Банка России, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации;
- обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
По сравнению с ныне действующим новый закон не содержит требования, обязывающего организации представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность другим органам исполнительной власти, кроме органов государственной статистики. Означает ли это, что сдача бухгалтерской отчетности в органы ФНС России теперь не обязательна? Ведь аналогичный вывод можно сделать и из анализа сроков представления отчетности — в органы государственной статистики представляется только годовая, но не промежуточная отчетность.
Напомним, что в настоящее время Налоговый кодекс обязывает организацию подавать в налоговую инспекцию по месту ее нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (
Внутренний контроль
Новый закон требует от экономического субъекта организовать и проводить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности.
В организациях, которые подлежат обязательному аудиту, должен быть налажен внутренний контроль ведения и составления бухгалтерского учета (за исключением случаев, когда руководитель сам ведет учет).
Система внутреннего контроля на предприятии прежде всего состоит из:
- среды контроля;
- организации информационных потоков;
- применяемых контрольных процедур;
- идентификации и управления рисками;
- влияния на финансовую отчетность.
Такой контроль может проводить любой квалифицированный внутренний специалист (финансовый контролер), уполномоченный на это приказом (распоряжением) руководителя о создании для этой цели специальной службы.
Что необходимо принять во внимание при применении нового Закона о бухучете
Направления ведения учета | Мероприятия |
---|---|
В части обязанности ведения бухгалтерского учета | Вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность с 2013 г. обязаны также: 1) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения; 2) индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, а также филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных организаций, если они не ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 3) бюджетные организации; 4) доверительные управляющие; 5) участники договора простого товарищества; 6) участники выполнения соглашения о разделе продукции |
В части оформления первичных документов, составления регистров бухучета, а также хранения документов | Руководитель экономического субъекта обязан: 1) передать в разработку и утвердить в качестве приложений к учетной политике альбом форм первичных учетных документов; 2) передать в разработку и утвердить в качестве приложений к учетной политике альбом форм регистров бухгалтерского учета; 3) хранить копии электронных первичных документов на случай их изъятия уполномоченными на то органами; 4) соблюдать сроки хранения первичных документов, учетной политики, стандартов экономического субъекта, других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи |
В части проведения инвентаризации | Руководитель экономического субъекта обязан: 1) передать в разработку и утвердить в качестве приложений к учетной политике порядок проведения, сроки проведения инвентаризации и перечень объектов, подлежащих инвентаризации; 2) проводить инвентаризацию в соответствии с установленным порядком, утвержденным учетной политикой |
В части представления бухгалтерской отчетности | Экономический субъект обязан: 1) составлять промежуточную (с 1 января по отчетный период включительно) и годовую бухгалтерскую отчетность; 2) представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (обязанность представления промежуточной отчетности не предусмотрена) в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (обязанность представления другим органам исполнительной власти не предусмотрена); 3) обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представлять не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (срок представления промежуточной отчетности не предусмотрен) |
В части внутреннего контроля | Руководитель экономического субъекта обязан: 1) организовать службу внутреннего контроля, как структурного подразделения организации; 2) разработать и утвердить регламент проведения и оформления контрольных процедур; 3) проводить анализ и идентификацию возникающих рисков и управлять ими |