Налог на имущество. Изменения с 2014 года
25 Ноя 2013 | Статьи | Бухгалтер | 3 875 |
С января 2014 года налоговой базой при расчете налога на имущество в отношении ряда объектов будет не среднегодовая, а кадастровая стоимость.
Новые правила касаются двух видов недвижимости, принадлежащей российским компаниям: административно-деловых центров, а также торговых центров (комплексов) или помещений в них.
Кроме того, новшества предусмотрены для недвижимого имущества иностранных организаций, не открывших постоянных представительств в России. А также для недвижимости иностранных компаний, не относящейся к деятельности через постоянные представительства.
Определение административно-деловых и торговых центров приведено в пунктах 3 и 4 новой статьи 378.2 НК РФ.
Административно-деловой центр - это отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое удовлетворяет хотя бы одному из двух условий. Первое условие - один из видов разрешенного использования земли, расположенной под зданием, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Второе условие - здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Торговый центр (комплекс) - это отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из двух условий. Первое условие - один из видов разрешенного использования земли, расположенной под зданием, предусматривает размещение объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания. Второе условие - здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания.
Предназначение здания нужно определять по кадастровому паспорту или документу технического учета (инвентаризации). Если по этим бумагам не менее 20 процентов общей площади объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры (централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковок), то здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. Если же не менее 20 процентов общей площади объекта предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то здание предназначено для размещения объектов торговли, общепита и бытового облуживания.
Фактическое использование нежилого помещения для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания - это использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения данных объектов.
Суть нововведений
Налоговой базой для вышеуказанных объектов будет кадастровая стоимость по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода. Для прочего имущества налоговой базой, как и прежде, остается среднегодовая стоимость.
Чтобы новшества начали действовать в том или ином субъекте РФ, власти этого субъекта должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Затем должен быть принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.
В этом законе, в числе прочего, полагается указать величину налоговой ставки для указанных объектов. Ее верхний предел задан в новом подпункте 1.1
Далее уполномоченный орган субъекта РФ должен ежегодно не позднее 1 января определять перечень объектов недвижимости, подпадающих под новшества. Данный перечень по электронной почте направят в ИФНС по местонахождению объектов и разместят в интернете.
Таким образом, налогоплательщикам не нужно самостоятельно решать, относится ли недвижимость к торговому комплексу или офисному центру. Такое решение принимают власти региона, а владельца имущества ставят перед фактом.
Расчет налога на имущество по новым правилам
Сумма налога по указанным выше объектам равна кадастровой стоимости по состоянию на 1 января соответствующего года, умноженной на ставку налога. Если в регионе введены отчетные периоды (квартал, полугодие и девять месяцев), то в течение года компания должна перечислять авансовые платежи. Размер авансового платежа равен одной четвертой кадастровой стоимости, умноженной на ставку. Перечислять налог и авансовые платежи нужно в бюджет по местонахождению каждого объекта.
У многих организаций, владеющих торговыми комплексами и деловыми центрами, на балансе есть еще и «обычное» имущество. Налоговую базу для такого имущества нужно определять отдельно от налоговой базы объектов, которые подпадают под новшества, а именно от налоговой базы по торговым и деловым центрам.
Пример
Организация владеет торговым комплексом и производственным оборудованием (не относящимся к движимому имуществу). Кадастровая стоимость торгового комплекса составляет 50 000 000 руб. Остаточная стоимость оборудования равна значениям, указанным в таблице ниже.
По состоянию на: | Остаточная стоимость оборудования (руб.) |
---|---|
01 января | 1 500 000 |
01 февраля | 1 450 000 |
01 марта | 1 400 000 |
01 апреля | 1 350 000 |
01 мая | 1 300 000 |
01 июня | 1 250 000 |
01 июля | 1 200 000 |
01 августа | 1 150 000 |
01 сентября | 1 100 000 |
01 октября | 1 050 000 |
01 ноября | 1 000 000 |
01 декабря | 950 000 |
31 декабря | 900 000 |
В данном регионе ставка по налогу на имущество для торговых комплексов равна 1%. Ставка для прочего имущества - 1,1%.
Бухгалтер рассчитал величину налога для торгового комплекса. Она составила 500 000 руб. (50 000 000 руб. х 1%).
Затем бухгалтер рассчитал налоговую базу для производственного оборудования. Она равна 1 200 000 руб. ((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000) : (12+1)). Величина налога в отношении оборудования составила 13 200 руб. (1 200 000 руб. х 1,1%).
Если кадастровая стоимость не определена
Может так случиться, что кадастровая стоимость для некоторых объектов не определена. В такой ситуации расчет налога будет зависеть от вида объекта.
Для административно-деловых центров и торговых комплексов налог необходимо рассчитать по общим правилам, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества.
Для недвижимости иностранных компаний, не открывших постоянных представительств в РФ, размер налоговой базы приравнивается к нулю. Это же правило действует и в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности через постоянные представительства.