Ликвидация основного средства. Оформление и учет
7 Июл 2013 | Статьи | Бухгалтер | 10 393 |
Грамотное оформление и учет ликвидации морально и физически изношенного основного средства, восстановление которого, либо не возможно, либо экономически нецелесообразно.
Речь о ликвидации основных средств заходит тогда, когда они в результате эксплуатации оказываются морально и физически изношены. А восстановить их либо невозможно, либо экономически неоправданно. В процедуре ликвидации основных средств есть свои особенности, о которых рассказано ниже.
Оформление документов
До 2013 года для ликвидации основного средства организация в обязательном порядке должна была создать комиссию. Такое правило содержит пункт 77 Методических указаний, утвержденных
В соответствии с частями 7 и 8
Для того чтобы создать комиссию, необходимо издать соответствующий приказ, в котором прописывается состав комиссии. В комиссию обязательно включаются главный бухгалтер, материально ответственное лицо и другие сотрудники, назначенные приказом руководителя.
Работа комиссии заключается в том, чтобы осмотреть объект и определить, насколько возможно и целесообразно его восстановление. И если решение о ликвидации основного средства все же будет вынесено, то комиссия установит причины: физический и моральный износ, авария и т. п. А также определит, можно ли использовать отдельные узлы, детали и материалы ликвидируемого имущества. Осмотрев имущество, комиссия составит соответствующий акт, на основании которого оформляется приказ о ликвидации основного средства.
После того как основное средство будет ликвидировано, необходимо составить акт о списании объекта. Для этого можно использовать типовые бланки (форма № ОС-4 или № ОС-4а для автотранспорта). Форму акта также можно разработать самостоятельно.
На основании акта о списании нужно сделать отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке - типовая форма № ОС-6. Если предприятие является малым, то про ликвидацию имущества нужно записывать в инвентарной книге.
В процессе ликвидации (демонтажа) основного средства могут остаться годные к использованию отдельные материалы, узлы и агрегаты. Такое имущество нужно оприходовать. Для этого оформляется накладная по типовой форме № М-11, либо по самостоятельно разработанной форме.
Учет ликвидации основного средства
Бухгалтерский учет
При ликвидации основного средства у организации могут возникнуть расходы в виде остаточной стоимости списываемого имущества. Это актуально, если нормативный срок амортизации не истек. Также довольно часто бывают затраты, связанные с разборкой и демонтажем объекта. Остаточная стоимость основных средств и указанные затраты отражаются в составе прочих расходов того периода, к которому они относятся.
Налоговый учет
При расчете налога на прибыль расходы на ликвидацию основных средств учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1
При методе начисления расходы на ликвидацию и суммы недоначисленной амортизации учитываются в том периоде, в котором оформлен акт о списании основного средства. Это следует из подп. 3 п. 7
Если после полной ликвидации основных средств организация приходует оставшиеся после демонтажа детали или материалы, то их стоимость отражается в составе внереализационных доходов. Такое требование установлено п. 13
Оставшиеся после ликвидации детали и запчасти учитываются в налоговом учете по рыночным ценам. При отпуске ТМЦ в производство или последующей реализации их стоимость нужно отразить в составе материальных расходов или расходов от реализации. Стоимость, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, определяется как сумма, которая ранее была учтена в доходах (абз. 2 п. 2
НДС
Согласно п. 6
Сумму налога к восстановлению рассчитывается по следующей формуле:
НДСв = НДСп ОС : ПС
НДСв – НДС к восстановлению;
НДСп – НДС, ранее принятый к вычету;
ОС – остаточная (балансовая) стоимость основного средства без учета переоценок;
ПС – первоначальная стоимость имущества без учета переоценок.
Впрочем, пункт 3 статьи 170 НК РФ не обязывает компании восстанавливать НДС при ликвидации основного средства. Поэтому можно проигнорировать требования чиновников, но в этом случае надо быть готовым к спору с налоговиками. Впрочем, судьи чаще всего принимают сторону компаний и регулярно подчеркивают: раз кодекс прямо не требует восстанавливать налог, делать этого не нужно.
Если компания решила продать полученные детали и запчасти, то скорее всего ей придется начислить НДС, также необходимо выписать счет-фактуру.
Пример
Компания на общем режиме отражает в учете расходы, связанные с ликвидацией основного средства
ООО «Звезда» в июне ликвидирует физически изношенный легковой автомобиль «Шкода Фабиа». Для этого привлекли подрядную организацию. Стоимость работ по ликвидации составила 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля по данным бухгалтерского и налогового учета – 380 000 руб., объект самортизирован полностью. В результате ликвидации оприходованы запасные части на сумму 12 000 руб. В учете бухгалтер сделал следующие записи:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
- 380 000 руб. - списана первоначальная стоимость выбывающего автомобиля;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
- 380 000 руб. - списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации автомобиля;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
- 900 руб. - отражен предъявленный подрядчиком НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 900 руб. - принят к вычету НДС со стоимости работ по ликвидации автомобиля;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 76
- 5000 руб. - списаны расходы на проведение работ по ликвидации;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
- 5900 руб. - оплачены работы по ликвидации автомобиля;
ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 91-1
- 12 000 руб. - оприходованы пригодные к использованию запасные части, поступившие в результате ликвидации автомобиля.
В июне при расчете налога на прибыль бухгалтер включил в состав внереализационных расходов стоимость работ подрядчика по ликвидации основного средства – 5000 руб. В составе внереализационных доходов при расчете налога на прибыль бухгалтер учел стоимость материалов, поступивших от ликвидации, в сумме 12 000 руб.