Какие документы могут затребовать инспекторы в рамках камеральной проверки декларации по НДС
31 Авг 2015 | Статьи | Бухгалтер | 767 |
Инспекторы, в рамках камеральной проверки декларации по НДС, вправе затребовать у организации копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставленные счета-фактуры.
Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 1 ст. 31 НК РФ). В свою очередь, налогоплательщики обязаны такие документы представлять (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).
По общему правилу, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, документов, представленных налогоплательщиком, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Но у камеральных проверок деклараций по НДС есть некоторые особенности. В частности, при проведении таких камеральных проверок налоговики вправе затребовать у организации документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Такими документами в соответствии с положениями статьи 172 НК РФ, являются счета-фактуры и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога в бюджет.
Что потребуют при расхождении данных у поставщика и покупателя
Кроме того в пункте 8.1 статьи 88 НК РФ перечислены документы, которые налоговики вправе затребовать у налогоплательщика, если они выявят ошибки в декларации по НДС, а также и противоречия между декларациями поставщика и покупателя. Это счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. К таким «иным» документам в ФНС относят копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Напомним, что с 2015 года в информационной системе ФНС ежеквартально происходит перекрестная сверка данных из всех счетов-фактур между продавцами и покупателями. В книге продаж поставщика обязательно должна найтись запись, которая соответствует записи в книге покупок покупателя. Если в процессе сверки контрагент не будет найден или обнаружатся разногласия по суммам, номерам счетов-фактур и другим реквизитам, налоговая не только запросит перечисленные выше документы, но и направит налогоплательщику требование о представлении пояснений.
Как избежать расхождений
Самый надежный способ избежать расхождений между сведениями поставщика и покупателя - вести электронный документооборот. То есть обмениваться с контрагентами юридически значимыми электронными счетами-фактурами через оператора ЭДО. В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету.
Если же компания ведет бумажный документооборот, то бухгалтеру придется в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах покупок/продаж и журналах полученных и выставленных счетов-фактур. Процесс трудоемкий, но только он поможет избежать массовых требований со стороны налоговых органов.
По результатам сверки налогоплательщик исправляет все ошибки, обсуждает с контрагентом, на чьей стороне допущена неточность, чтобы устранить разногласия между счетами-фактурами. После устранения всех расхождений, налогоплательщик отправляет в инспекцию «чистые» данные. А значит, избавляет себя от головной боли, связанной с ответами на массовые требования ФНС, и риска доначислений НДС.